
Заря космонавтики. Корабль Восток
Сложно ли разработать нечто совершенно новое? Безусловно, сложно. И на первых испытаниях могут возникнуть ошибки и нештатные ситуации — но это не умаляет подвиг инженеров и космонавтов.
Корабль ‘Восток’ тоже прошёл через множество испытаний перед тем, как на его борту оказался человек. В 1957 году началась активная работа над проектом космической ракеты. В этот период возникла необходимость в третьей ступени, чтобы увеличить массу, которую можно вывести на орбиту. Также была рассчитана траектория спуска, при которой нагрузки не превышали 10g, что открывало возможность для отправки человека в космос.
При проектировании были рассмотрены различные компоновки аппарата, и было принято решение о катапультировании космонавта на завершающем этапе спуска с высоты примерно 7 км. Да, именно так: Юрий Гагарин не приземлялся в капсуле, а спускался на парашюте.
К лету 1960 года было налажено массовое производство комплектующих, при этом конструкторы несли личную ответственность за качество каждой детали, помеченной «Годен для ЗКА». Первый прототип был запущен 15 мая 1960 года, но закончился нештатным срабатыванием двигателей. Последующие испытания с живыми существами также зачастую приводили к авариям.
9 марта 1961 года состоялся полет с манекеном и собакой по кличке Чернушка на борту. Полет прошёл без происшествий, и все животные выжили. Это дало ясный сигнал для следующего шага — отправить человека в космос.
Следующий запуск с такой же конфигурацией произошёл 25 марта 1961 года и прошёл успешно.
Таким образом, первичные шаги в космос были одержаны ценой больших усилий и жертв: взрывы ракет и потери животных были частью этого сложного процесса развития технологий, несмотря на политические обстоятельства. Без аварий и трудностей не бывает прорывов — это закон.
Наши аплодисменты инженерам, конструкторам, космонавтам и рабочим, которые сделали возможным этот исторический полёт.
Источник: @anc_blg